У Бортко на мое имхо на стыке эпох наметилась довольно интересная тенденция в плане творчества. В 2000г. он мощным креном выворачивает со своей блестящей бандитской сагой в разрезе блистательного "Адвоката" с привкусом Достоевского по части мастерски отснятой душевной смуты Челищева и чуть стушеванного на его фоне "Барона", потенциально затыкая за пояс будущую инфантильную "Бригаду" Сидорова, вышедшую в свет в 2002. Соб-но, Бортко со своим взвешенно-продуманным ответом стремным 90-м оставляет кинематографическое ребячество Саши Белого далеко позади себя (несмотря на хронологию выхода картин), — на один идейный уровень эти два сериала поставить практически невозможно даже в качестве сопоставления. Весь основной козырный актерский состав (Певцов, Серебряков, Борисов и Дроздова), с помощью которого Бортко выстроил модель своего видения 90-х, не идет ни в какое сравнение с детсадовскими персонажами Безрукова, Гусевой, Майкова и Панина. И, соб-но, с подачи Бортко "Бандитский Петербург" нужно расценивать не столько как дань моде именно на тот момент, сколько режиссер подсознательно, надо полагать, готовил себя под что-то монументально серьезное. И ровно через 3 года, Бортко, не обманув ожиданий зрителя, позитивно ударил по глазам своей супер удачной экранизацией "Идиота" по Достоевскому, сработанной не без изянов и огрех, но удивительно тонкий Миронов в образе душевнобольного князя Мышкина перетянул все внимание на себя — следовательно режиссерская версия золотой классики автоматом идет Бортко "в зачет". Еще через два года Бортко опять идет на относительный риск, берет на себя определенную отвественность и почти в притирку с Булгаковым воплощает в 2005г. на экране нереализованные адекватным образом замыслы других режиссеров, снимая вполне добротную версию булгаковского "Мастера и Маргариты". Понятие почти может означать только одно: ввиду супер сложного первоисточника версию Бортко (который, соб-но во многом отступил от бессмертного киевлянина) именно на сегодняшний момент можно по праву считать лучшей. Хотя (справедливости ради) тот же Полански в свое время всерьез задумывался о реализации этого литературного материала, но поскольку Полански отступился от своих замыслов (вероятно по причине своего сверх честолюбия снимать только на отлично), — теперь остается только гадать: у кого бы вышло лучше и тоньше передать подоплеку светлой булгаковской чертовщины 8:-0
Затем, нам мое имхо, Бортко после удивительно изматывающего и титанического "МиМ" нужно было просто уйти в тень и отдохнуть — причем отдохнуть от кинематографа много больше, чем 4 года. Поскольку поразительно неудачная версия "Тараса Бульбы" в 2009г. поставила автоматически многих фанов этого режиссера в идейный ступор. Либо Бортко просто механически ошибся — причем ошибся по всем ключевым категориям: сценарий-актеры-муз-сопровождение. Либо эта неординарная личность планомерно подкатила к своему творческому кризису. Вот, соб-но, та идейная риторика, которая мучает меня в качестве преданного фана после провального по всем статьям Гоголя.